Малоизвестные компании могут принести вам больше денег, чем Microsoft, Apple и Сбербанк. Ключ к выбору самых интересных (и доходных) инвестиционных идей – фундаментальный анализ. Рассказываем – что это такое, и как научиться анализировать бизнесы “изнутри”.
- Фундаментальный анализ – понятие: разбираемся с матчастью
- Анализ общего состояния экономики
- Фундаментальный анализ отдельной отрасли (секторальный анализ фондового рынка)
- Фундаментальный анализ компании
- Как анализировать бизнес: таблица мультипликаторов
- Сервисы для онлайн-расчета мультипликаторов
- Подведем итоги
- Посмотрите видео на тему “Фундаментальный анализ”
Фундаментальный анализ – понятие: разбираемся с матчастью
Фундаментальный анализ – способ отбора перспективных акций в портфель. Фундаментальные аналитики изучают, что может повлиять на стоимость бумаг: от макроэкономических до микроэкономических факторов. Состояние экономики, эффективность менеджмента, отраслевые условия – все это имеет значение.
Фундаментальный анализ основывается на численных данных: инвесторы и трейдеры внимательно “мониторят” балансовые и финансовые отчеты компаний:
- Главная задача – найти перспективные бизнесы, которые по сравнению с рынком (или отраслью) стоят не так дорого. Покупать такие акции выгодно, так как они могут дать больший рост.
- И наоборот: чем больше стоит бизнес стоит по сравнению со своей справедливой стоимостью, тем выше переоценка. Котировки находятся на максимумах, и в скором времени бумага может упасть. Покупать такие акции нужно осторожно: в их цену уже заложены ожидания инвесторов. Подобный эффект можно наблюдать среди ИТ-стартапов и бизнес-инноваций: если компания сильно опережает рынок, она стоит дорого.
Фундаментальный анализ включает три важные составляющие:
- Анализ общего состояния экономики.
- Фундаментальный анализ отрасли.
- Фундаментальный анализ компании.
О каждом из них поговорим более подробно.
Анализ общего состояния экономики
Микроэкономический анализ – важная составляющая фундаментального анализа. Инвесторы изучают факторы, которые так или иначе могут повлиять на рынок.
На что обращать внимание?
- Процентные ставки Центробанков (в России – ЦБ, в США – ФРС – Федеральной резервной системы).
Ставки показывают процент, под который Центробанки выдают займы коммерческим банкам. Чем выше это значения, тем дороже кредиты, и выгоднее – банковские вклады.
И наоборот: при снижении ключевой ставки кредиты становятся дешевле и доступнее. Размещать деньги на вкладах и в облигациях – не выгодно. Именно поэтому капитал “перетекает” в акции, способные дать большую прибыль. Уменьшение процентной ставки ставки для рынка акций – однозначно “катализатор” роста и удачная точка для входа.
- Данные по безработице.
Отчеты по безработице, публикуемые в США каждую первую пятницу месяца, могут вызвать повышенную волатильность на рынках. Предсказать направление тренда довольно трудно, поэтому перед важными новостями лучше не торговать.
Кроме того, важно учитывать, что происходит с ценами на нефть, реальными доходами населения, политической ситуацией в стране и мире. Это важные фундаментальные факторы.
Фундаментальный анализ отдельной отрасли (секторальный анализ фондового рынка)
Перед тем, как добавлять компанию в портфель, важно оценить не только ее финансовые показатели, но и проанализировать отрасль, в которой она работает.
Для оценки отдельных индустрий также используются стоимостные мультипликаторы – P/S, P/E и др. Данные по американскому рынку можно найти на аналитическом портале FinViz – по ссылке.
- Посмотрите: самые дорогие сектора – ИТ, Недвижимость, Телекоммуникационные услуги и Здравоохранение.
- Самые дешевые – Финансы, Материалы, Энергетика и Коммунальные услуги. Недооцененных компаний больше. При этом сегменты наиболее “чувствительны” к экономическим спадам.
- Главная задача – найти недооцененные сектора. В каком случае сектор можно считать недооцененным? Когда низкое значение мультипликатора P/E “сочетается” с хорошими финансовыми показателями – например – с EPS – прибылью на одну акцию.
Пример. P/E сектора “Здравоохранение” – 34,17. При этом прогноз по прибыли на 1 акцию в следующие 5 лет не самый “впечатляющий” – 12,37%. И напротив: вложения в финансовый сектор будут окупаться чуть больше 12 лет, но принесут большую прибыль – около 15,82% годовых.
Фундаментальный анализ компании
Фундаментальный анализ предполагает анализ финансовых показателей бизнеса, например, – темпов роста выручки и прибыли (в идеале – за последние 5 лет).
- Кроме того, инвесторы обращают внимание на мультипликаторы. Это специальные коэффициенты – отношение двух показателей из финансового отчета компании. Например, цены и выручки бизнеса (мультипликатор P/S). В идеале значение в числителе должно быть больше значения знаменателя.
- Мультипликаторы можно рассчитывать ежеквартально: по мере того, как компания публикует промежуточную отчетность.
- Для чего нужны мультипликаторы? Анализируя коэффициенты в динамике, мы можем предположить, насколько эффективно работает бизнес. Если значения мультипликаторов ухудшаются несколько кварталов, внутри компании есть проблемы. И наоборот.
Как анализировать бизнес: таблица мультипликаторов
По каким мультипликаторам можно оценивать компанию? Самые важные коэффициенты – в таблице “Постулаты фундаментального анализа”:
Название мультипликатора | Что показывает коэффициент | Как читать значение |
P/E (Price to Earnings / цена акции к прибыли на одну акцию / капитализация к прибыли) | Через сколько лет окупятся вложения в компанию Или – сколько инвесторы платят за рубль (или доллар) прибыли. Например, если P/E = 10, за каждый доллар прибыли инвесторы платят $10. | P/E < 5 – бизнес недооценен (чем меньше коэффициент – тем лучше) P/E > 5 – указывает на переоценку (для некоторых компаний, например, в сфере ИТ, высокий P/E – это нормально). P/E < 0 – компания работает без прибыли (в убыток) |
P/S (Price to Sales / капитализация к выручке) | Сколько годовых выручек стоит компания на данный момент. Чем меньше значение P/S, тем меньше инвесторы платят за выручку компании Мультипликатор не отражает прибыльность компании. Бизнес может иметь выручку, но при этом работать в минус | P/E < 1 – бизнес недооценен P/E = 2 – оптимальное значение P/E > 5 – сильная переоценка |
P/BV (Price to Balance / рыночная стоимость (капитализация) к балансовой стоимости) | Сколько балансовой стоимости приходится на рубль (или доллар) капитализации Балансовая стоимость – стоимость всех активов бизнеса за вычетом долгов | P/BV < 1 – хорошо: на единицу капитализации приходится больше единицы балансовой стоимости. В случае банкротства бизнесу будет, чем рассчитываться с акционерами P/BV > 1 – капитализация выше, чем стоимость чистых активов за вычетом обязательств. |
EPS (Earnings per Share) | Чистая прибыль на одну обыкновенную акцию | Чем больше, тем лучше (особенно – в динамике) |
ROE (Return on Сommon Equity / прибыль к собственному капиталу) | Рентабельность собственного капитала – сколько процентов прибыли компания генерирует за счет средств инвесторов, и эффективно ли их использует | |
ROA (Return on Assets / прибыль к активам) | Рентабельность активов – насколько эффективно используется собственный и заемный капитал | |
EV/EBITDA (рыночная капитализация компании + все долги бизнеса – денежные средства на счетах) / EBITDA (прибыль до перечисления налогов, процентов и амортизации) | Сколько EBITDA-прибылей должна заработать компания, чтобы полностью окупить свою рыночную стоимость | Чем меньше EV/EBITDA – тем больше недооценена акция |
D/E (Debt to Equity / долг к собственному капиталу) | Соотношение собственных и заемных средств (закредитована ли компания) | D/E = 1 – бизнес финансирует деятельность на 50% из заемных, на 50% – их собственных средств D/E > 1 – долговая нагрузка высокая D/E < 1 – компания привлекает в большей степени собственный капитал (не всегда хорошо, с кредитами бизнес может расти быстрее) Нормальное значение D/E – не более 0,7 |
Используя мультипликаторы, можно сравнить компанию с ее “прошлым”, но и другими подобными бизнесами. А еще – с неким эталонным значением коэффициента в отрасли (подробно об этом – в разделе “Фундаментальный анализ отрасли”) .
Пример. Мультипликатор P/E компании “Рога и копыта” – 2, компании “АВС” – 10. Какой бизнес с точки зрения инвестиций привлекательнее? Чем меньше значение P/E, тем лучше. Вложения в компанию “Рога и копыта” будут окупаться всего 2 года. В компанию “АВС” – 10 лет.
Важное правило: по мультипликаторам можно сравнивать только компании, работающие в одной отрасли. В каждой отдельной индустрии “эталонные” значения свои. Например, мы не можем сопоставить P/E фармацевтической и ИТ-компании. Результаты анализа будут некорректны.
Сервисы для онлайн-расчета мультипликаторов
Самостоятельно рассчитать значения мультипликаторов не нужно. Вся информация уже есть в открытом доступе. Можно воспользоваться любым аналитическим сервисом, например, FinViz, TradingView, WolfStreet или SimplyWall.st.
SimplyWallStreet предоставляет данные для анализа 150 000 компаний из различных секторов экономики США и других мировых рынков (в том числе – России). Сервис идеально подходит для “визуальных” инвесторов – все показатели отображаются в виде понятной инфографики. Для просмотра данных достаточно указать тикер компании в строке поиска и дождаться загрузки анализа.
Сервис рассчитывает значения разных мультипликаторов и предлагает сравнить коэффициенты компании со средними значениями в индустрии и отрасли. Недостаток – в том, что вся информация публикуется на английском языке. Если понимания языка нет – воспользуйтесь онлайн-переводчиком.
Подведем итоги
Фундаментальный и технический анализ – важная составляющая успеха на фондовом рынке. Многие трейдеры используют методы параллельно, чтобы получить более полную картину о перспективах рынка и отбирать перспективные компании с потенциалом роста.